Концерт, посвященный 140-летию со дня рождения русского композитора, хорового дирижера, автора широко известных духовных композиций П.Г.Чеснокова, прошел 26 октября в СКМК им. В.И.Сафонова. В концерте принял участие смешанный хор СКМК (художественный руководитель и дирижер Г.В.Мамалиева).
В рамках концерта прозвучали произведения «Совет превечный» (солистка-преподаватель колледжа В.Юсупова), «Не цветочек в поле вянет» на слова А.Островского, «Русалка» на стихи М.Ю.Лермонтова (солистка Н.Рыбас, концертмейстер В.Целых), «Колокольчики звенят» на стихи А.С.Пушкина, «Крестьянская пирушка» на слова А.Кольцова (концертмейстер Н. Малюшина). Литературную часть вечера подготовила и провела преподаватель колледжа Г.В. Газарьян.
Собравшимся были продемонстрированы видеофрагменты выступлений хора Сретенского монастыря.
Справочно: ПАВЕЛ ГРИГОРЬЕВИЧ ЧЕСНОКОВ (1877–1944)
Русский композитор, хоровой дирижер, автор широко исполняемых духовных произведений. Родился близ г.Воскресенска (ныне г.Истра) Звенигородского уезда Московской губернии 12 (24) октября 1877 в семье сельского регента. Все дети в семье проявляли музыкальную одаренность, и пятеро братьев Чесноковых в разное время учились в московском Синодальном училище церковного пения (дипломированными регентами стали трое – Михаил, Павел и Александр). В 1895 Чесноков с отличием окончил Синодальное училище; впоследствии брал уроки композиции у С.И.Танеева, Г.Э.Конюса (1862–1933) и М.М.Ипполитова-Иванова; гораздо позже (в 1917) получил диплом Московской консерватории по классам композиции и дирижирования. По окончании Синодального училища работал в разных московских училищах и школах; в 1895–1904 преподавал в Синодальном училище, в 1901–1904 был помощником регента Синодального хора, в 1916–1917 дирижировал капеллой Русского хорового общества.
С 1900-х годов Чесноков получил большую известность как регент и автор духовной музыки. Долгое время руководил хором церкви Троицы на Грязях (на Покровке), с 1917 по 1928 – хором церкви Василия Неокесарийского на Тверской; работал также с другими хорами, давал духовные концерты. Его произведения входили в репертуар Синодального хора и других крупных хоров. Всего Чесноковым создано около пятисот хоровых пьес – духовных сочинений и переложений традиционных распевов (среди них по несколько полных циклов литургии и всенощного бдения, панихида, циклы Ко Пресвятой Богородице, Во дни брани, Ко Господу Богу), обработок народных песен, хоров на стихи русских поэтов. Чесноков – один из наиболее видных представителей т.н. «нового направления» в русской духовной музыке. После революции Чесноков руководил Государственной академической хоровой капеллой, был хормейстером Большого театра; с 1920 до конца жизни преподавал дирижирование и хороведение в Московской консерватории. После 1928 вынужден был оставить регентство и сочинение духовной музыки. Имя Павла Чеснокова называют рядом с такими знаменитыми именами, как Петр Чайковский, Сергей Рахманинов, Сергей Танеев, Михаил Ипполитов-Иванов. Скончался Павел Григорьевич в Москве 14 марта 1944, на улице Герцена, недалеко от консерватории.
Большая работа П. Г. Чеснокова '''Хор и управление им''', впервые опубликованная в 1940 году, может быть отнесена к числу замечательных трудов, приносящих большую пользу большому числу хоровых дирижеров, ищущих новые пути в развитии отечественного хорового искусства. Книга Чеснокова представляет собою своеобразную энциклопедию хоровой работы и бесспорно является лучшим трудом в этой области.
Об интересе к книге говорит и тот факт, что при выходе ее из печати тираж разошелся в несколько часов. Второе издание книги сейчас также является библиографической редкостью, известна и переведена за рубежом.
Елена Вавакина, преподаватель СКМК |